В последний год было сказано немало хорошего о дистанционной учебе. И возможность преподавать/учиться из любой точки мира, и гибкость графика, и использование новых технологий для более интересной и живой подачи материала. Тем не менее многие профессора остаются адептами традиционной формы обучения. Мало того, они считают, что удаленное обучение еще аукнется следующим поколениям. В чем же проблема?
Профессор Наласковский из университета им. Коперника в Торуни считает, что дистанционная учеба такой же суррогат обучения в вузе, как распространенные сейчас в Польше "телепорады" - визиты к врачу онлайн - суррогат медицины. Нынешние второкурсники пока не имели шанса узнать, что такое университет: с его аудиториями, правилами поведения на лекциях и семинарах, дресс-кодом, библиотекой, студенческими мероприятиями и праздниками. Сам он всегда требовал от своих студентов железного соблюдения правил: никаких опозданий (сам также никогда не опаздывал), никаких стаканчиков с кофе и жевательных резинок. Сейчас студенты подключаются онлайн, многие лежа в кровати. Как донести до них важность учебы и ответственность студента, если они могут в любой момент отключить видео или звук, для того чтобы отвлечься на свои дела?
Студенчество - важнейший период в жизни не только с точки зрения профессионального становления. Это еще и переход к взрослой жизни. Старшие школьники все еще трактуются как дети. Студенты - уже взрослые люди. Особенно сложно понять это родителям ребят из стран бывшего СССР. Они отправляют своих зачастую несовершеннолетних детей и ждут, что кто-то - кто? - возьмет на себя ответственность за их жизнь, быт и здоровье, как если бы отправляли их в молодежный лагерь. Но университет - не лагерь, вожатых тут нет. Общежитие - не гостиница на отдыхе, а профессор - не аниматор. Оставаясь один на один с компьютером, первокурсник как бы задерживается в своем инфантильном состоянии, а естественный переход к взрослому человеку не происходит.
Профессор Наласковский не скрывает своих скептических настроений относительно "дистанционных" студентов. Еще год-два такого режима учебы и нас ждет "потерянное поколение". Хотели бы вы лечить своего ребенка у врача, который учился "через компьютер", спрашивает он журналиста. Ответ очевиден.
Из того, что видим мы, удаленное обучение обострило проблемы и конфликты преподаватель-студент. В прошлом учебном году ребята заваливали предметы целыми группами. Преподаватели "шли на принцип" и оставляли без зачтенного предмета сразу многих студентов, студенты в свою очередь не знали как реагировать, потому что не имели опыта общения с преподавателями, ведь вряд ли можно считать таким опытом общение через экран.
Остается только надеяться, что в этом учебном году студенты успеют поучиться в кампусе. Пока все вузы планируют начать занятия стационарно, хотя бы в части предметов. Это очень важно - дать почувствовать молодым людям, что такое университет, до того как все опять закроется и студенты вернутся к экранам компьютеров.